Многим участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) знакомы
свидетельство о госрегистрации термины «товар двойного назначения (применения)», «экспортный контроль», но не все до конца понимают, что на самом деле стоит за этими понятиями и какова цена ошибки в случае нарушения законодательства в области экспортного контроля.
Во второй половине ХХ века был подписан ряд международных договоренностей в области контроля за оружием массового поражения, которые со временем преобразовались в контрольные международные режимы его нераспространения.
Отмечу, что в Российской Федерации фактически с 1992 года сформирована целая система экспортного контроля. Ее основу заложил указ Президента РФ от 11.04.1992 № 388. На его основании были созданы органы государственного управления, разработаны списки материалов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании ракетного, ядерного, химического и других видов оружия массового поражения (ОМП), введена уголовная и административная ответственность за незаконное перемещение таких товаров.
Исторической предпосылкой для создания данной системы стала необходимость соблюдения Россией международных обязательств, начало конверсии оборонной промышленности, самостоятельный выход на внешний рынок большого числа субъектов хозяйственной деятельности различных форм собственности, а также зарубежный опыт функционирования механизмов экспортного контроля.
В начале XXI века на фоне новых глобальных вызовов резко увеличилась угроза терроризма, в том числе с применением в той или иной форме ОМП. С 27 августа 2018 года вступил в силу новый пакет американских санкций против Российской Федерации, связанный с запретом на продажу в Россию продукции двойного назначения. В этих условиях многократно выросла актуальность экспортного контроля.
Одним из внешних рубежей
сертификат сгр в его обеспечении являются таможенные органы, которые осуществляют контроль с целью недопущения перемещения через границу контролируемых товаров с нарушением законодательства.
По решению Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС) от 05.07.2010 № 52 «Об экспортном контроле государств - членов Таможенного союза» в Беларуси, Казахстане и России применяется национальное законодательство по контролю над перемещением товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в том числе продукции военного назначения.
Одним из основополагающих элементов национальной системы экспортного контроля являются списки товаров и технологий двойного использования (контрольные списки). В России официально приняты и действуют шесть такого рода списков. Они составлены по видам контролируемых товаров и технологий в соответствии с аналогичными списками международных контрольных режимов.
В нашей стране экспортный контроль осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя в том числе идентификацию контролируемых товаров и технологий. Это предусмотрено статьей 7 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».
Как определено статьей 24, обязанностью каждого российского участника ВЭД является «идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из РФ без лицензий».