Были выбраны 7 участников эксперимента. В обоснование применения
нотификация таможенного союза налоговой ставки 0% по НДС они представляли реестры сведений и электронные железнодорожные накладные, а также электронные отметки, являющиеся аналогом отметок таможенных органов на бумажном носителе. Эксперимент показал, что, как основа, электронная технология перевозок в международном сообщении товаров по железной дороге может быть использована на практике, что будет способствовать развитию российского экспорта.
Уточню, что для подтверждения ставки 0% НДС по новой редакции статьи 165 Налогового кодекса (НК) РФ с 1 октября 2018 года не надо представлять копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров (подпункт 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ).
Однако копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории ЕАЭС, может запросить налоговый орган. Это случится, если в представленных налогоплательщиком сведениях обнаружат несоответствия или если таможенные органы не передали их в электронной форме. В этом случае для представления нужного документа у налогоплательщика есть 30 календарных дней, начиная с даты получения требования налогового органа (пункт 1.2 статьи 165 НК РФ).
При экспорте (реэкспорте) по железной дороге нужные транспортные документы могут представляться в налоговый орган в электронной форме по утвержденному формату по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Он должен быть российской организацией и
разрешение роскомнадзора на ввоз соответствовать установленным требованиям.
Следует обратить внимание, что по некоторым операциям с 1 апреля 2019 года транспортные, перевозочные документы, составленные в электронной форме по утвержденному формату, могут заменить иные документы, представляемые для подтверждения ставки 0%. Об этом сказано в пункте 20 статьи 165 НК РФ (в редакции Закона № 302-ФЗ).
У таможенных органов есть претензии к качеству представляемой перевозчиком предварительной информации и к электронным пакетам документов (ЭПД). Бывает, что в них не заполняют необходимые поля или допускают ошибки. Чаще всего это происходит при заполнении полей «декларант», «общая стоимость», «валюта общей стоимости», «фактурная стоимость», «валюта контракта», «количество грузовых мест», «вид упаковки», периодически не заполняются поля «станция отправления», «станция отправлении/назначения», «ИНН отправителя/получателя» и т. п.
Встречаются ошибки и в кодах ТН ВЭД ЕАЭС на уровне четырех знаков. Не верно, а то и вообще не указывают наименование, адрес отправителя и получателя товаров, в том числе на английском языке, другие реквизиты; признаки перемещаемых вагонов: груженые/порожние. Бывает, что первые значатся среди вторых и наоборот. В ряде случаев ЭПД в формализованном виде содержали только железнодорожные накладные, документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанные с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС. При этом иные коммерческие документы не представлялись.
К сожалению, названные выше ошибки и недостатки носят систематический характер и встречаются на каждом шагу. Недостающую или некорректную информацию наши инспекторы исправляют или вносят заново вручную. Это негативно сказывается на времени нахождения товаров в пункте пропуска. Поэтому, чтобы грузы быстрее проходили границу, и таможенникам, и перевозчикам, и декларантам следует в полном объеме и на должном уровне выполнять возложенные на них обязанности.